/ Калининградская область

Легенды о прусских камнях. Часть вторая: Камень Лжи в долине Лососевого ручья

В районе современного Пионерского (Neukuhren) в уединённой и живописной долине Лососевого ручья (р. Чистая), неподалёку от прусского городища Батава (Batau/Herrenwalde) находится камень, не дающий покоя нескольким поколениям любителей древности в течение как минимум 150 лет.

Во первых, так называемый Borstenstein – «расколотый», «расщеплённый» или «ощетинившийся» камень, более известный нам как «Камень лжи» – визуально представляет группу из двух камней. Во-вторых, никто не знает, как выглядит «камень» под землёй, поскольку никаких геологических, археологических, геомагнитных и других научных исследований здесь не проводилось. Да, были попытки местных умельцев «откопать» камень, о чём вовремя в «Калининградке» написала журналист Наталья Горбачёва. К сожалению, мы не знаем, как этот камень называли прусы. Едва ли «Reddan-Stabs» (копируя нем. Lugen-Stein, «камень лжи») – эта функция явно была присвоена камню в более поздние времена.

 

Камень Лжи на почтовой открытке 

«Камень Лжи» на почтовой открытке начала XX в. (из собрания автора).

 

Особенность камня выдают не только внешняя форма, но и ландшафтный контекст, в котором он расположен, а также народные предания, похоже, зафиксировавшие более архаичную функцию этого «сооружения». Как уже было упомянуто, он состоит из двух не похожих друг на друга частей, визуально (и геологически?) представляющих части одного, когда-то расколотого, камня.

В первой из двух основных дошедших до нас легенд о «Камне Лжи», как мы сможем убедиться, камень предстаёт одним целым. В другой – уже треснувшим валуном, части которого сходятся в определённых обстоятельствах.

Одна часть камня представляет собой наклонный «обелиск» цилиндрической формы выше человеческого роста с несколькими гранями и с треугольными  «врезками» с двух сторон и имеет «фаллическую» форму. Другая часть камня визуально меньше подверглась антропогенному воздействию, но имеет множество отверстий, похожих на так называемые «cup marks» – чашевидные отверстия искусственного происхождения. Можно ли говорить о том, что прямые и чёткие формы, преданные правому (восточному) камню, относятся к более позднему периоду, а левый (западный) камень с неглубокими чашевидными отверстиями – к более раннему?

 

Вид на Камень Лжи с севера, фото 1920-30х гг. 

Вид на «Камень Лжи» с севера, фото 1920-30х гг. Видна надпись краской «Расколотый Камень». На западном камне видны чашевидные выемки. Фото из собрания автора.

 

Вид на Камень Лжи с севера,

Вид на «Камень Лжи» с севера, фото – февраль 2006 г. На западном камне видны чашевидные выемки. Фото Александра Матвеева.

  

Археология

Несмотря на то, что археологические исследования в районе камня не проводились, его местоположение может слегка приподнять завесу тайны. В окрестностях современного г. Пионерский, в радиусе нескольких километров от камня, в Рантаве и Алькникене (оба в р-не пос. Заостровье)  находятся несколько групп курганов Бронзового века. Оставившие их люди принадлежат культуре западнобалтийских курганов – дальние предки пруссов, вероятно, знали за две тысячи лет до нашей эры о существовании этого камня в ущелье. 

Может быть, это они завершили начатую матерью-природой работу и придали камню такую форму? Или даже установили здесь части расколотого камня?

Можно сказать, что каменные круги и погребальные камеры курганов бронзового века – единственные монументальные каменные сооружения в западно-балтском ареале (до прусских каменных «баб» XI-XIII вв.).

 

Каменные конструкции и насыпи курганов Бронзового века в Рантау-Заостровье

Каменные конструкции и насыпи курганов Бронзового века в Рантау/пос. Заостровье (чертёж Карла Энгеля из Архива Р. Гренца, Шлезвиг).

 

Каменные конструкции раскопанного кругана Бронзового века, Георгенсвальде-Отрадное

Каменные конструкции раскопанного кругана Бронзового века, Георгенсвальде/пос. Отрадное (фото Карла Энгеля, Архив Р. Гренца, Шлезвиг).

 

Наш расколотый камень чем-то схож с «мегалитом» или «менгиром» – поэтому он выделяется на фоне остальных, так называемых жертвенных или «чёртовых камней», о которых речь шла в прошлый раз. По крайней мере «левая» часть камня с чашевидными выемками, во многом «заплывшими» сегодня, теоретически может относиться к Эпохе Бронзы. Эти отверстия могли наносить «паломники», приходившие к камню с молитвами и приношениями, возможно также, как это делалось позже на кирпичах порталов средневековых церквей. Вероятно, такие камни были связаны больше с хтонической, подземной, «женской» стороной проявления сакрального. К этому добавляется местоположение камня: на заболоченном склоне холма, где собирается дождевая вода и бьют ручьи. Но у этого камня есть и вторая половина, имеющая совершенно иную форму, и, вероятно, – интерпретацию.

В районе Нойкурена (Пионерского) существуют и более поздние – прусские – погребальные памятники, относимые к эпохе переселения народов и позднеязыческому времени (V-XIII вв.): Хюненберг (Гора Великанов) в южных предместьях и могильник у Пальвы на западной окраине города.

Возможно, наши далёкие исторические предки, сжигавшие здесь умерших и хоронившие их с почестями и жертвенными лошадьми, знали и использовали Камень в своих культовых целях. Может это они предали второй части камня чёткие геометрические формы?

Археологическая орнаментика пруссов этого периода обычно имеет строгие геометрические черты. Или всё же это работа мастеров-камнерезов Бронзового века? Или же раннего средневековья? Ответить сходу трудно.

Как уже было сказано в начале текста, в северной части долины находится городище Батау-Херренвальде (западная часть г. Пионерский), как и все остальные, появившееся здесь не ранее, чем на рубеже Бронзового и Железного веков, т.е. около 500 г. до н.э. Древние инженеры придали выступающему мысу чёткую треугольную форму и эффективно использовали овраги протекающего здесь ручья. Похоже, с южной стороны был досыпан вал, с востока – прорыт неглубокий теперь ров, а стены мыса и окружающих памятник оврагов – эскарпированы (скошенны). С городища в долину ведёт насыпной пандус, вероятно, служивший входом в долину и подходом к Камню.

 

Схема городища Батау-Херренвальде

Схема городища Батау-Херренвальде (рисунок из статьи Х. Кроме 1940 г.).

 

Кстати, знатоку Западного Замланда – Оскару Шлихту и другие ледниковые обрывы в долине кажутся подправленными людьми, которые сделали их для чего-то ещё более резкими и неприступными. Что тогда скрывали они в этой долине? Камень, священный ручей или же целый культовый комплекс?

 

Вид на долину Лососевого ручья на довоенной карте

Вид на долину Лососевого ручья на довоенной карте (из собрания автора).

 

В южной части долины, также ограниченной ледниковыми склонами, во время осмотра местности весной 2005 года был обнаружен большой камень с плоской поверхностью, напоминающий культовые жертвенные камни балтов.

 

Камень, обнаруженный в южной части долины Лососевого ручья

Камень, обнаруженный в южной части долины Лососевого ручья. Фото Александра Матвеева.

 

Камень не упоминается в довоенных публикациях и отчётах. Находится ли этот плоский камень здесь in situ (от лат. «на месте») или был сброшен вниз со склона, неизвестно. Путешествуя по долине Лососевого ручья, можно заметить множество небольших и довольно крупных камней, разбросанных тут и там вдоль ручья. Когда-то камней здесь было больше – их использовали для строительных нужд. Оскар Шлихт упоминает народное предание, согласно которому эти камни растут из-под земли, если такой камень потревожить или выкопать – рост прекращается.

А что о Камне говорят другие легенды?

 

Этнография и фольклор

Вот, что удалось узнать о нашем камне собирателю самбийских сказаний Р. Ройшу, опубликовавшему легенду «Расколотый камень у Нойкурена» в 1863 году:  

«Много лет тому назад сын одного крестьянина из Нойкурена пошёл в ученики к местному портному, и полюбил не только его ремесло, но и его дочь. Однажды он отправился в путешествие. Девушка провожала его по красивой долине, ведущей из Нойкурена до Тикренена к огромному гранитному валуну. Здесь они распрощались, но перед этим поклялись друг другу в верности, неразделимой как этот камень. Когда портной вернулся из своих странствий, его возлюбленная ожидала его у того же камня. Он поднял руку к небесам и поклялся ей в вечной верности. Но, когда руку для клятвы подняла девушка, жуткая молния яркой вспышкой расколола гранитный валун сверху донизу. Так портной узнал, что невеста не была ему верна. Позже он взял в жёны другую девушку».

 

Камень лжи, октябрь 2004 г. (акварель автора)

«Камень Лжи», октябрь 2004 г. Акварель автора.

 

В более поздних вариантах легенды юноша и девушка клянутся друг другу в верности у расколотого камня и после возвращения первого (с войны, рыбалки и т.д.) они встречаются снова и, когда девушка проходит через створки камня, сияет гром и первый давит изменницу. Видимо поэтому в статье Ф. Борбштадта о «камнях лжи» и «дубах висельников» 1931 года можно найти такое объяснение:

«В долине Лососевого ручья у Нойкурена лежит большой валун, известный как Расколотый камень или «Камень Лжи». Посредине этого камня находится широкая и глубокая щель. Сказание говорит, что однажды солгавший не может пройти через этот камень, половины которого которого сходятся и давят лжеца».

 

Камень Лжи в ландшафте долины Лососевого ручья

«Камень Лжи» в ландшафте долины Лососевого ручья, февраль 2006 г. Фото Александра Матвеева.

 

Рассмотрим сюжеты и мотивы этих историй подробнее.

Итак, юный крестьянин решает изменить свой статус, а значит и судьбу – и идёт в обучение к портному. Пошив и ремонт одежды в архаическом сознании – магическая профессия. В латышском фольклоре существуют даже камни-портные, у которых люди оставляли ткани, нитки и жертвы, а утром забирали готовую одежду. Юноша влюбляется в дочь портного и они клянутся у камня, который, наверняка, был всем известен, как «место клятвы». Категория «верности» намекает на брачные отношения, а значит – последующее обоюдное изменение социального статуса.

Таким образом, этот камень мог быть связанн с некой «инициацией» (посвящением) и быть местом для «скрепления договоров».

Далее один из участников легенды не соблюдает договор и поэтому в момент обмана в камень ударяет молния, то есть Перкунс – бог-громовержец, известный также как бог правосудия, раскалывает его, и юноша узнаёт, что девушка (невеста) была ему неверна (нарушила клятву). В другой версии легенды мы узнаём, что для скрепления договора нужно пройти через створки уже расколотого камня, т.е. снова и очевидно сталкиваемся с моментом перехода, инициации в какое-то новое состояние. Важность обряда инициации в архаических ритуалах до-земледельческих народов, и особенно для мужских сообществ, подчёркивает историк религий Мирча Эллиаде.

Здесь мы встречаемся с двумя архаичными мотивами: договора/клятвы у камня, и инициации – необходимостью пройти через камень (позже – проверку), и пройти так, чтобы не ударил гром и не сомкнулись две части камня.

И что же девушка? Почему именно она становится «жертвой» камня. Едва ли по причине де-факто низкого социального положения женщин до конца XIX в. и соответствующей отсылке к Ветхому Завету. Возможно, в более древние эпохи женщинам не разрешалось проходить через этот камень. Или же проходить через него лишь при определённых обстоятельствах. Возможно, когда-то у камня совершались кровавые человеческие жертвоприношения, известные и пруссам, необходимые, в предаставлениях того времени, для поддержания «космического равновесия» и хрупкой гармонии земледельческих циклов. Может быть, центральную роль в них играла незамужняя женщина, девушка… Тогда, «Камень лжи» отчасти мог выполнять и функции жертвенника.

 

Девушка позирует на фоне Камня Лжи, фото начала XX в.

Девушка позирует на фоне «Камня Лжи», фото начала XX в. (архив консерватора памятников Восточной Пруссии, фото Рихарда Детлефсена).

 

Итак, Камень предстаёт неким порталом инициации – воротами в новое состояние. К сожалению, мы пока не знаем о космологическом значение этого монумента. Если принять идею о его искусственной установке или корректировке, то был ли проход между камнями ориентирован по солнцу или как-то иначе? Неизвестны нам и геологические подробности – раскололся ли камень естественным образом (постепенно, под воздействием воды и морозов), постепенно съехал вниз по склону или был установлен здесь специально?  В любом случае, проход в его центральной части намекает по меньшей мере на «доработку» и, похоже, когда-то был расширен искусственно.

Возникает вопрос: являлись ли городище, долина, расколотый камень в центре и плоский камень в южной части долины частью одного целого – святилища, связанного с обрядом инициации, необходимом для перехода в новое социальное и ритуальное измерение?

Настораживает мотив лжи или несоблюдения клятвы. Дело в том, что «камни лжи» изредка встречаются и за пределами исторической Пруссии в германских землях и появление такой их характеристики связано чаще с процессом христианизации языческого сознания и ландшафта, как в случае камней в долине Липпольдсхое или в городе Хальберштадте (Саксония). Последний также именуют «чёртовым». Этот момент интересен и может иметь особое значение в распутывании загадки самбийского «Камня Лжи».

При этом форма нашего камня уникальна. Единственная аналогия известна автору в Латвии (спасибо др. Юрису Уртансу) – это Велнсакменс – «Чёртов камень» в Постамуйже в р-не Айзкраукле, также состоящий из двух частей некогда одного камня с проходом в центре. Чашевидные выпуклости на камне интерпретировались народным сознанием как следы когтей Дьявола, а его расколотое состояние, как результат того, что камень выпал из его лап во время неудачного броска над  Даугавой.

 

Расколотый Велнсакменс (Чёртов камень) в Постамуйже, Латвия

Расколотый Велнсакменс («Чёртов камень») в Постамуйже, Латвия (фото  www.megalithic.co.uk).

 

Феномен этого камня, его первое упоминание в 1451 г. и сказания о нём свидетельствуют о том, что легенды о «чёртовых» камнях появились на завоёванных немцами территориях Восточной Балтии довольно рано – уже в XV в., а, возможно, и раньше. Латышский Велнс, также как и литовский Вялняс и, очевидно, прусский Паталс – главные хтонические боги, покровители подземного мира, становится «дьяволом» лишь в процессе «де-хтонизации» и христианизации региона. Это может указывать на особую архаичность камней с чашевидными углублениями. Интересно, что археологические расследования у «чёртова» камня в Постамуйжа не дали никаких результатов. А что, если при раскопках расколотого камня  в долине Лососевого ручья, мы тоже не найдём остатков продуктов горения и жертвоприношений? А если что-то другое?

Если «Камень Лжи» у Нойкурена и имел когда-то хтонические функции плодородия или ещё более архаичные – был связан с охотой и лесными божествами, то позже он приобретает новые – связь с богом-громовержцем, и, вероятно, тогда же – новую форму в своей правой части.

Можно даже придумать-реконструировать (не сохранившиеся?) сегодня легенды по мотивам других, существующих в Латвии или Литве, о том, как хтоническое божество бежит от громовержца и он в итоге раскалывает молнией камень, под которым то прячется (один из главных мотивов «основного мифа»), или же – интерпретировать камень как расколотый после того, как он выпал из лап Дьявола, оставившего следы в виде чашевидных выемок в одной его части.

Шутки шутками, но камень всё больше привлекает внимание жителей и гостей региона сегодня. Люди по-разному интерпретируют для себя феномен «Камня Лжи». Одни считают его порталом в другие миры, другие – детектором лжи и генератором желаний, третьи – геомагнитной и биоэнергетической аномалией, регенирирущей чакры и восстанавливающей фэншуй. Одни сегодня считают, что женщинам ни в коем случае нельзя проходить через камень (разумно, исходя из легенды), другие – что камень способствует удачной беременности… И теперь ходят не только между камнями, но и вокруг них, 3 раза, загадывая при этом желание, которое «обязательно сбудется». Сегодня у камня снова поставлены лавки для посетителей и убирают мусор, а дерево по соседству постепенно завяло и уснуло мёртвым сном, увешанное «тибетскими» ленточками. Мне понравилась одна робкая, но при этом не лишённая смысла, интерпретация древних функций камня от одного дедушки-«родновера», встреченного мною как-то у Камня. По его мнению, через камень, каждая половина которого символизировала мужское и женское начало, проходили влюблённые на Иванову ночь, бежавшие потом вниз к ручью для омовения, а дальше – вы сами знаете. Такой прусский «инь и янь»…

 

Ленточки на дереве у Камня Лжи

Ленточки на дереве у «Камня Лжи», лето 2015 г. Фото автора.

 

И всё же самым важным в понимании «Расколотого камня» остаётся развитие этого монумента, пережившего череду эпох и, вероятно, – религий и связанных с ними  интерпретаций. В новейшее время несведущие камень покрывали надписями: Rübezahl, текстом легенды с открытки, а сегодня – псевдо-рунами и нитрокраской. Будем надеяться, он переживёт и это.

Рубезаль – германский дух гор и камней.

 

Подведём предварительные итоги нашего путешествия во времени

– Где-то 10 тысяч лет назад ледник, на прощание, вырывает долину и оставляет валун на откосе, который, вероятно, постепенно съезжает вниз. Под воздействием трещин, осадков и морозов валун раскалывается на две части, ещё более теперь выделяясь в окружающем ландшафте. Можно объяснить появление этого камня здесь, как помните, по-другому: погоней громовержца за извечным врагом – хтоничеким божеством (т.н. «основной миф») или вынужденным броском Дьявола.

– В любом случае камень может быть связан и с прусскими Перкунсом и Паталсом или их предшественниками. Почему? Читайте дальше. Постоянные поселения в этой части Самбии появляются не раньше рубежа эпохи Камня и Бронзы, то есть примерно 4000 лет назад. Именно эти люди, твёрдо стоящие на ногах и больше не зависящие от леса так, как их немногочисленные предшественники (вероятно, знавшие о камне), первыми могли наделить «Камень Лжи» сакральными функциями, а также придать ему форму, близкую современной: расширить «проход», оставить чашевидные отверстия, и даже, возможно, – обработать правый или восточный валун, придав ему фаллическую форму. Эти люди владели техникой обработки камней, что отражено конструкциями курганов.

– В эти и более поздние языческие времена камень может использоваться как «ворота»-портал для инициаций, связанных с «обрядами перехода». И, возможно, для жертвоприношений (в том числе – человеческих).

В более поздний период, вместе с выделением мужской аристократии, может усиливаться мужская составляющая ритуала посвящения, связанная с покровителем дружинников и социума в целом – богом-громовержцем Перкунсом.

Отсюда, вероятно, акцентирование грома в легенде и «неправедность» женщины. Так, в долине Лососевого ручья условно с 500 г. до н.э. и до 1250-х гг. могло существовать святилище, ключевой частью которого был «Камень Лжи».

– В период христианизации первоначальные смыслы смешиваются и теряются, всё меньше напоминая о первоначальных функциях Камня. К сожалению, камень не упоминается в Орденских хрониках и документах, вероятно потому, что Орден в основном интересовался лояльностью и исправной платой податей пруссами, не углубляясь в то, насколько хорошими христианами они на самом деле являлись. Возможно, потому некоторые из реальных мотивов, связанных с сакральными функциями камня, прошли через «испорченный телефон» столетий и были записаны в виде народных сказаний в XIX в.

– На рубеже XIX-XX веков Камень, как и многие другие выдающиеся природные объекты и памятники, становится туристической достопримечательностью. Туризм обычно «сакрализирует» всё аномальное и необычное, делая его «брендом». Жители и гости Восточной Пруссии охотно посещают камень и фотографируются на его фоне, говорят о Рубезале и о том, что через камень не пройдёт «лжец».

 

Семья путешественников позирует на фоне Камня Лжи, открытка начала XX в.

Семья путешественников позирует на фоне «Камня Лжи», открытка начала XX в. («Музей города Кёнигсберга»)

 

Мальчик позирует на фоне Камня Лжи, открытка первой трети XX в.

Мальчик позирует на фоне «Камня Лжи», открытка первой трети XX в. Внизу размещён стереотипный текст легенды (источник – www.pinterest.com).

 

– И, наконец, наше время. Камень всё больше привлекает сторонников эзотерического восприятия мироздания. Неоязычники и ню-эйджеры, йоги и «родноверы». Все те, кто не вписал себя в парадигму православной обыденности и атеистического гиперкритицизма, или же просто «любители древней истории» нашего края, посещают «Камень Лжи», отдавая ему должное в виде нехитрого ритуала прохождения, небольших приношений в виде горящих лампадок и хлеба и повторяя искаженную легенду, записанную некогда Ройшем.

 

Члены датского клуба любителей археологии 'Харья' у Камня Лжи 

Члены датского клуба любителей археологии «Харья» у «Камня Лжи», август 2013 г. Фото автора.

 

Итак, «Расколотый Камень», «Камень Лжи» – что это? Древний жертвенник, портал инициаций или древняя обсерватория? А может всё вместе? Однозначно ответить трудно. И всё же есть подозрение, что когда-то у этого Камня происходили странные и немыслимые для современного обыденного сознания вещи, для постижения которых недостаточно просто его изучать. Вероятно, проходя через холодную расщелину между частями этого камня, мы так никогда и не узнаем, что здесь происходило на самом деле 1000, 2000, 5000 лет назад…